Состояние высокой продуктивности. Исследование игры Нового Кода НЛП «Кройдон»
В современном мире о всём, что окружает человека, он имеет представление, не просто, как механическое отображение внешней реальности, а её семантическая реконструкция, вытекающая из его лингвистической карты. Человек живет не в природной среде, а в сотворенной им искусственной материальном, социальном и знаковом мире.
И от его представления о себе, убеждений, верований, способностей, возможностей и навыков, а также от окружения, от того на сколько он мотивирован и социально пластичен, а также от того состояния, в котором находиться человек, а также как он может реализовывать эти состояния, зависит продуктивность его деятельности.
Актуальность темы
Почему же начали исследовать «Состояния высокой продуктивности» (СВП)?
— Во-первых, потому что возникла необходимость теоретического обоснования феноменов «пиковых творческих состояний сознания»;
— Во-вторых, потому что необходимо определить условия возникновения способствующие продуктивности активного творчества;
— В-третьих получить более ясную картину «пиковых творческих состояний сознания».
— В-четвёртых, для того чтобы выяснить возможно ли индуцировать эти состояния самостоятельно, либо с помощью суггестивных методов.
— В-пятых, для создания теоретического обоснования и терминологии «Состояния высокой продуктивности» как «пиковых творческих состояний сознания».
— В-шестых, для выявления воздействия этого состояния на психику и личность.
— В-седьмых, для внедрения СВП в повседневную деятельность. Для повышения её результативности.
На мой взгляд очень сложно описать и дать теоретическое обоснование творческому процессу, а тем более научиться воспроизводить его и это является своеобразным вызовом научному сообществу.
Творчество значимо не только психологически, но и экономически, социально, духовно и даже эволюционно, ведь развитие человечества тесно связано с творческим и культурным процессом и с людьми, которые создают новое. Творчество ведет не только к развитию индивидуальной личности, но и к развитию прогресса и человеческой культуры в целом.
Определение состояния высокой продуктивности
Состояние — это характеристика любой системы, отражающая ее положение относительно координатных объектов среды. Если координатные объекты внешние, то мы можем говорить о внешних признаках состояния, а если внутренние, то о внутреннем состоянии, имеющим как субъективные, так и объективные характеристики, то есть это оценочное положение в системе координат. Но когда мы говорим о состоянии высокой продуктивности, то высокой продуктивности чего? И какие координаты выбрать?
Говоря о состоянии высокой продуктивности, я предлагаю говорить о целостном состоянии человека, включающее сюда: физическое, психоэмоциональное состояние, а также мыслительную деятельность и поведенческое его проявление, при котором у человека повышается КПД (коэффициент полезного действия) любой деятельности, проявляются не свойственные ему пиково — высокие показатели, а так же происходит ускоренное научение и освоение раннее не доступных возможностей, в физическом, психоэмоциональном и интеллектуальных аспектах, в быту называемых: творческим подъёмом, музой, эврика, инсайд, вкус победы ит.д. В качестве координат взять состояния человека, которые, являются для него обычными, как состояние позитивное, так и негативное.
Под свойственными способностями, я подразумеваю, то как описывает их профессор В.В.Козлов: «Обыденное состояние сознания отражает нормальный повседневный опыт общепринятой реальности. В этом модусе сознания мы переживаем лишь ограниченный и особый сегмент феноменального мира или общепринятой реальности, следуя от одного момента к другому. Природа и объем этого эмпирического фрагмента совершенно однозначно определены нашими пространственными и временными координатами в феноменальном мире, анатомическими и физиологическими ограничениями наших органов чувств и физическими характеристиками среды».
Исследование
Испытуемые: дети 7-10 лет, занимающиеся в секции вратарей по мини футболу:
1) 8 человек экспериментальная группа.
2) 7 человекконтрольная группа.
В качестве теста в экспериментальной группе я брал10 пенальти до и 10 пенальти после игры в мячики «Кройдон».
Описание игры:
— 2 мяча
— 1 коуч
— 1 игрок
Условие 1
Игрок стоит напротив коуча, ноги на ширине плеч, руки подняты. Между игроком и коучей расстояние примерно в 10 шагов (ног?). У коуча есть 2 мяча и он просто бросает их игроку. Работа игрока заключается в том, чтобы ловить мячи то правой, то левой рукой и бросать их обратно. Коуч может двигаться вокруг игрока, чтобы увеличить вызов.
Условие 2
Коуч бросает мяч игроку и говорит правой или левой рукой ловить. Задача игрока ловить той рукой, которую назвал коуч. Игрок бросает мяч обратно той же рукой, которой поймал. Идеальное условие и «растяжка» для коуча- это называть руку вместе или после того как мяч был брошен. Это сделано в связи с тем, что выяснилось, что игрок неосознанно ожидает какую руку назовет коуч.
Условие 3
Когда игрок свободно ловит мяч нужной рукой, тогда он начинает поднимать противоположную ногу в тот момент, когда ловит мяч.
Условие 4
Когда игрок свободно выполняет инструкции с 1 по 4, тогда его просят хлопать в ладоши сразу, как только он бросает мяч обратно.
Условие 5
После того как игрок хлопает в ладоши, поворачивается полный оборот вокруг себя (это все между двумя бросками).
После игры все отмечали состояние большей сосредоточенности и концентрации. Тренера отмечали, что вратари экспериментальной группы применяли сложные приёмы, которым они не были обучены и не отрабатывали и раннее не использовали, но они могли их видеть на футбольных матчах.
В экспериментальной группе, до проведения методики, процент пойманных мячей составлял 61,25%. После первого применения методики — 82,5%. После 7 раз проведения методики, в течении 2 месяцев: до проведения методики, процент пойманных мячей составлял 73%. После первого применения методики — 88,75%.
В контрольной группе повышение эффективности применения навыка составило 2.86% за 2 месяца.
В экспериментальной группе 11.75%, что на 8,89% выше чем в контрольной группе.
Выводы
Состояние высокой продуктивности ускоряет освоение новых навыков, повышает внимательность и концентрацию, а также способствует проявлению творческого подхода к деятельности. Первое применение методики дало увеличение результата на 21,25%, а в дальнейшем дало увеличение этого показателя на 6.25%, при среднем увеличении результатов на 11,75%, что говорит о наибольшем эффекте применения методики в первых занятиях. В течении последующего применения эффективность снижается и может наступить не продолжительное плато, но в дальнейшем рост результатов продолжается.
Эта особенность применения методики может вызвать возникновение не обоснованно завышенных надежд на рост результатов на начальных этапах использования методики и разочарования после снижения или во время стагнации.