Гипнотическое состояние
Вслед за топологией измененных состояний сознания В.В.Козлова нам сразу хочется оговорить то, что термины «измененное состояние сознания» (ИСС) и «необычное состояние сознания» мы употребляем как синонимичные, с логической точки зрения однозначные по объему и содержанию. Трансовые состояния сознания мы рассматриваем как видовые по отношению к измененным состояниям сознания.
В силу того, что мы исследуем влияние недирективных суггестивных методов на личность и группу, то для создания более полной теоретической модели, характеризующей возникновения новообразований в структуре личности, мы решили привлечь системный подход Ч. Тарта, объясняющий возникновение состояний сознания и их перехода из одного в другое.
При ИСС изменяются протекание и характеристики психических процессов таких как восприятие, осознание, представление, память, мышление и т.д. В ИСС они могут функционировать по-новому, на новом уровне. К примеру, осознание способно расширить свои границы и возможности. Память может обостриться, а мышление способно быть более ясным и продуктивным.
Но может наблюдаться и наоборот сужение функциональных возможностей психических процессов. В любом случае в ИСС личность получает новый опыт, новообразование в структуре, и эти изменения могут переходить и носить постоянный характер. Это на наш взгляд объясняет роль ИСС в развитии психических функций у индивида и объясняет появление новых навыков и способностей функционирования психики.
Важной, в этой связи, для понимания роли ИСС в процессе появления новообразований, является модель Ч. Тарта.
Ч. Тарт рассматривает состояния сознания как некую конструкцию, состоящую из отдельных частей. Все отдельные части вместе составляют нечто целое, — систему. Возможности любой системы определяются и ограничиваются, с одной стороны, использованием внимания – сознавания и других энергий, с другой – характеристиками составляющих систему структур.
Совокупность частей, их связи определяют некие свойства и характеристики системы. Огромный интерес к измененным состояниям сознания объясняется Тартом стремлением обнаружить и развить – посредством временного переструктурирования сознания – скрытые возможности, лежащие за пределами норм культуры.
Всякое дискретное (отдельное, автономное, определенное) состояние сознания стабилизируют четыре типа процессов:
1) стабилизация нагруженности — когда энергия внимания — осознания, а также другие виды психической энергии поддерживаются на определенном уровне тем, что психическая система человека подчинена выполнению какой-либо задачи;
2) стабилизация негативной обратной связи — процесс корректирования работы тех структур (подсистем), которые из-за каких-либо сбоев слишком отклонились от нормы, обеспечивающей стабильность;
3) стабилизация позитивной обратной связи;
4) стабилизация ограничения — когда определенные процессы направлены на ограничение воздействия таких структур (подсистем), которые могли бы дестабилизировать данную систему в целом.
Создание какого либо ИСС требует двух основных операций, которые, если завершаются успешно, ведут от данного обыденного (обычного) состояния сознания к определенному ИСС. Первая заключается в том, что на данное состояние сознания воздействуют какие-то разрушительные силы — психологические и/или физиологические действия, разрушающие процессы стабилизации.
Если создание ИСС происходит успешно, разрушительные силы подводят различные структуры (подсистемы) к пределам их функционирования, а затем переходят эти пределы, разрушая целостность всей системы и дестабилизируя данное состояние сознания. Затем наступает вторая операция, когда начинают действовать формирующие силы в течение переходного периода (прежнее состояние разрушено, новое еще не возникло).
Такими силами выступают психологические и/или физиологические воздействия, образующие новую систему из ряда структур (подсистем), то ИСС, к которому направлен весь процесс. Когда такая система образована, она должна обрести свои собственные процессы стабилизации, чтобы закрепить свое существование.
Восстановление, возврат к исходному состоянию сознания — процесс аналогичный описанному. Теперь уже разрушается ИСС, наступает переходный период и затем формирующие силы восстанавливают прежнее состояние сознания.
На наш взгляд, такое описание процесса перехода из одного состояния сознания в другое соответствует метафоричному представлению состояния сознания как некой мозаики, которая состоит из разных частей находящихся между собой в определенных связях. Разрушение этих связей и расположения частей мозаики может привести к созданию совершенно нового узора, отличающегося от прежнего.
Таким образом, данная модель показывает, что при создании и функционировании ИСС психические процессы и вся структура психической реальности меняют свой характеристики и представленность в сознании индивида, чем определяют новый опыт и возможность последующего закрепления новообразований в структуре личности.