Психологические основы гипноза
В основе теории гипноза лежит идея о двойственной природе психики, о наличие в ней сознания и бессознательного. Обычно функцию сознания сводят к контролю над жизнедеятельностью человека, над его действиями, поступками в окружающем мире, наблюдению за попытками проявления бессознательного.
Как каждый человек индивидуален физически, так он индивидуален психически и проявления сознания также у каждого будут личными. За поведением человека можно понять, увидеть причины такого поведения, можно прочитать его личную историю, предположить как и каким образом сформировалась такая личность.
В недирективном подходе мы предлагаем человеку снова учиться, как он учился, будучи ребенком. В эриксоновском гипнозе слово «учиться» является основополагающим. Часто психологическая работа складывается из двух компонентов: из веры в способность произвести изменения и необходимости их совершить. Работа начинается тогда, когда человек перестает откладывать на завтра процесс трансформации.
Сознание можно определить как набор представлений человека о своем разумном поведении, которое формируется в начальные периоды жизни и которым человек старается соответствовать в зрелой жизни. Оно должно обеспечивать человеку нормальное функционирование в среде, в которой он живет, либо в которой может оказаться. Поэтому все, что не соответствует стереотипам сознания, им отвергается, поступки контролируются, происходящее вокруг воспринимается с конкретной точки зрения. Процесс функционирования сознания безусловно полезен — он определяет реальную жизнь человека, однако, если учесть, что сознание достаточно ограничено и в принципе может быть названо набором ограничений, в ряде ситуаций оно может явиться проводником забот и проблем человека.
Сознание человека проявляется в его поведении, в его лингвистике, в его реакции на окружающий мир. С возрастом его проявления становятся более ригидными, штампованными. Для понимания сознательного поведения человека важно знать, на что он опирается в своих выводах, что является основой его стереотипов. Это важно потому, что нам нужно создать новые варианты поведения и мы должны определить, на какие события в жизни, на какой новый опыт эти формы должны опираться.
Сознание еще можно определить как набор фильтров восприятия окружающего мира и себя. В эти фильтры восприятия входят убеждения, ценности, моральные и культуральные устои человека, его воспитание в семье, школе, в государстве, в экономической системе. Таким образом формируется набор правил, которые человек устанавливает для себя. Реальность состоит в том, что правило может быть нежелательным для человека, но тем не менее признаваться как необходимость. Задачей психотерапии является расширение рамок и границ этих правил, запретов, получение нового опыта для формирования отличающихся от прежних навыков поведения.
Бессознательное – это неосознаваемая часть психики человека, в которой сосредоточены как проблемы человека, так и ресурсы для их разрешения. В современной психотерапии бессознательное принято считать не удобной метафорой, а реально существующим объектом. Можно говорить о бессознательном уровне функционирования, о бессознательном уровне восприятия, то есть таком уровне понимания действительности и себя, при котором отсутствует обращение к сознанию. Можно предположить, что сознательная и бессознательная часть функционирования психики человека протекают параллельно, одновременно, и бессознательное может быть тем субстратом, к которому мы апеллируем в ходе психотерапии, когда сознательное функционирование и сознательные попытки изменения действительности не достигают желаемого успеха.
В бессознательном человека существует гораздо больше способностей, возможностей, чем те, которые он может осознавать. В ходе терапии одним из навыков, необходимых для успешной работы, является способность специалиста общаться непосредственно с бессознательным своего клиента.
Одним из свойств бессознательного является буквализм, конкретность восприятия: если в речи психолога появляются двузначные слова или метафоры, сознание воспринимает эту игру слов, бессознательное воспринимает слова как абсолютно конкретные. Например, можно предположить, что на вежливую преамбулу вопроса, с которой один человек обращается к другому: «Скажите, пожалуйста,…», бессознательное не даст ему закончить, воспримет это как приказ и ответит: «Пожалуйста». Этот буквализм очень важен, поскольку он позволяет общаться с клиентом на двух уровнях, но для этого психолог должен филигранно владеть вербальной техникой, созданием своих внушений. Исходя из этого факта и многих других, считается, что бессознательное обладает характером ребенка, который воспринимает мир без каких-либо шор в глазах, прямо, конкретно; он не отягощен условностями и изгибами логики.
Наведение транса как раз и есть инструмент, который позволяет бессознательному подойти к поверхности восприятия человека и позволяет работать непосредственно с ним. У бессознательного могут быть свои интересы, свои желания, возможно, даже свои мысли. Это облегчает работу сознания, потому что человеку, оказывается, не обязательно все помнить сознательно. Большая часть памяти человека относится к бессознательному и только связь между бессознательным и сознанием позволяет доставать необходимые факты памяти для сознательного функционирования.
Бессознательное может представлять себя нам в виде сновидений, оговорок, игры слов, которая как правило имеет определенный метафорический налет, но за этим может крыться важный смысл для нашей жизни. Беседа с клиентом также может идти на бессознательном уровне, когда два бессознательных: клиента и психолога, общаются между собой. И тогда большое значение получает не столько вербальное выражение этого разговора, сколько невербальное: мимика, жесты, поведение, способность неким образом одеваться, пристрастия в одежде и так далее.
Для прикладной психологии и психотерапии важна идея, что в бессознательном хранится тот опыт, который когда-то был приобретен человеком, но в настоящий момент с точки зрения сознания он не нужен, и эти умения не используются и ждут, когда мы найдем дорогу к ним, чтобы заставить их действовать.
Обращаясь к бессознательному в ходе гипноза мы стараемся либо выяснить причины, вывести их на уровень сознания, выявить историю проблемы, либо попробовать найти бессознательные ресурсы для ее глубинной разрешения. Может быть, это и есть высший пилотаж в психотерапии, когда бессознательный ресурс сталкивается с бессознательной проблемой и решает ее. При этом весь психологический процесс не выходит на уровень осознания и проявляется только положительным результатом в жизни человека.
Связь психики и тела человека также во многом осуществляется благодаря бессознательному, которое может быть как источником психосоматического здоровья, так и источником психосоматических заболеваний. Многие психические проблемы могут кодироваться на уровне тела. Существуют виды психотерапии, которые воздействуют на тело, проходя через него в проблемные зоны психики и прорабатывая их. Примером может служить телесно-ориентированная психотерапия. Тело и психика – это две части, взаимосвязанные друг с другом. Перефразируя известную поговорку, можно сказать, что здоровая психика может жить только в здоровом теле. И только если психика здорова, тело чувствует себя тоже здоровым. Телесный автоматизм сильно напоминает автоматическую деятельность бессознательного, когда мы идем, бежим, сидим, не задумываясь о том, как мы это делаем. Так и бессознательное функционирует, не давая нам пищу для раздумий.
Бессознательное может содержать части, которые отвечают за коллективный опыт человечества, то есть элементы коллективного бессознательного, как их обозначал К.Г. Юнг. Для психолога важно уметь оценить способности собственного бессознательного. Оно вступает в непосредственное общение с бессознательным клиента . И клиент учится на подобном глубинном общении, на взаимодействии, воспринимает бессознательную информацию от психолога. Важно, чтобы идущая информация была сильной и положительной. Поэтому, если психолог или психотерапевт не чувствует в себе уверенности для работы с данным клиентом, или по каким-то причинам проблема, с которой пришел клиент, обессиливает его, наверно, он не должен работать с таким клиентом.