Зона комфорта ведёт к краху
Джон Би Кэлхун, американский ученый, провел серию экспериментов с крысами и мышами. Результаты его исследований легко накладываются на социальную жизнь людей, что сделало работы исследователя популярными и спровоцировало много дискуссий по этому поводу.
Его культовый эксперимент назывался “Вселенная 25”. В 1968 году, когда начался этот тест с мышами, это просто был 25-й по счету эксперимент. В настоящее же время название “Эксперимент 25” стало именем нарицательным, имеющим смысловой оттенок чего-то пророческого.
В “золотой клетке” на тот момент проживало 620 мышей и выстроилась социальная градация. В связи с тем, что условия были созданы отличные, продолжительность жизни увеличилась. Верх иерархии занимали старые особи. Молодым же не всегда находились социальные роли, и они изгонялись в центр бака. Таким образом, появилась каста отверженных. Они подвергались агрессивным нападкам со стороны других участников райского сообщества.
После изгнания и не нахождения себя в жизни своего социума, молодые мыши падали духом, что выражалось в пассивности к жизни в целом. Они не дрались за территорию, самок, детей. Либо наоборот, проявляли бесконтрольную агрессию по отношению к неважно каким особям. На этом фоне самки начали чувствовать себя неуверенно и беззащитно, что также повлияло на изменение их поведения. Они стали более агрессивными, в том числе по отношению к свои детям.
Итог третьей фазы – резкое сокращение рождаемости и повышение уровня смертности молодых поколений. Далее началась заключительная часть эксперимента – фаза D или фаза смерти. Характерным для этого этапа эксперимента стало появление особенной группы мышей, именуемой “красавчиками”. Грызуны, относящиеся к этой категории, отличались тотальной пассивностью к происходящему, избегали любых конфликтов, не пытались размножаться.
Они просто ели, спали и ухаживали за собой. Самки тоже перестали предпринимать попыток спариваться. Расцвел гомосексуализм, появился каннибализм, начались убийства детенышей самками и другого рода девиантные агрессивные неконтролируемые процессы в обществе мышей.
В итоге, рождаемость упала до 0%, а когда оставшиеся особи вышли за границу репродуктивного возраста, эксперимент был закончен и наступила нескончаемая череда толкований результатов этого эксперимента.
Премию “Пирожок с верхней полочки” получает даже не версия, а возгласы неискушенного читателя: “Вон, прям как сейчас все происходит, мы живем в больших городах, есть все в изобилии, рождаемость падает, вокруг все или гомосексуалисты или нарциссы, люди беспричинно злые друг к другу.”
Не обошлось и в этой веренице версий без конспирологической теории заговора. Мол, почему именно сейчас навязывается внимание к этому эксперименту? Почему за основу взяли 25 эксперимент? А что было в 24 или 17 опыте этого ученого? То есть власть имущие специально навязывают людям идею, что изобилие приведет лишь к смерти и прикрываются опытом с броским и запоминающимся названием “Вселенная 25”.
Конечно же, существует версия самого автора эксперимента. Он был ученым, и у него была конкретная задача и он сделал конкретные выводы, в основе которых лежат описанные в статье наблюдения, что при достижении определенного уровня плотности населения и нехватки социальных ролей, начинаются пагубные процессы в обществе.
Скептически настроенные пытливые умы сразу заметили, что ученый создал не рай, а тюрьму с идеальными условиями. Если бы у мышей была свобода, то результаты эксперимента могли бы быть совершенно другими. Часто в данном случае приводится аналогия с бесконтрольным размножением кроликов в Австралии.
А также не были исследованы ряд факторов: кто были по родству первые пары мышей, конкретные причины смертей, бесплодия и точный возраст той или иной группы в образовавшейся иерархии.
Если попытаться дать какую-то заключительную оценку эксперименту, то получается, что ученый проводил эксперименты полвека назад с грызунами. На общественное мнение вытащили всего один из них и его результаты каждый пытается подстроить под свою систему мировоззрения.
Здесь важно либо рассматривать этот эксперимент в контексте всей серии исследований ученого, либо повторить этот эксперимент в современных условиях с учетом всех допущенных ранее погрешностей, если этот опыт действительно, имеет большое значение.