Переговоры как искусство

Переговоры как искусство

«Вижу цель, не вижу преград» — актуальный во все времена внутренний настрой на успех. Но он отнюдь не означает бескомпромиссность. Добиваться результатов можно и нужно, обходясь без жертв – эмоциональных, поведенческих, коммуникативных. Как прийти к общему знаменателю в диалоге с другим человеком, наверняка иначе мыслящим? Прежде всего — научиться договариваться.

Ведение переговоров – одна из основных, очень увлекательных «игр разума» в жизни и бизнесе. Любая ситуация, когда приходится улаживать противоречия, предотвращать конфликт, нивелировать различия, устанавливать или развивать отношения, человек вступает в переговоры. Дома – со своей второй половиной и детьми, в офисе – с подчиненными и боссом, в магазине – с продавцом, на деловой встрече – с потенциальным партнером.  Иногда приходится договариваться даже с самим собой. Поэтому владеть искусством переговоров — это запрос времени, базовая функция и ключевой навык успешного во всех смыслах человека.

Не бывает двух одинаковых людей и, соответственно, идентичных мнений. Любые переговоры предполагают, что участвующие в них стороны имеют, если не противоположные, то, в определенной степени, различные взгляды на один и тот же вопрос. И сам процесс общения похож на дорогу с двусторонним движением, где необходимо соблюдать правила. Другими словами, распознавать и уважать модель мира другого человека.

Терпение и внимательность к собеседнику и его точке зрения абсолютно необходимы, как и поиск зоны общих интересов и обоюдной выгоды. Иначе слишком нарочитые попытки повлиять на ход переговоров могут восприниматься, как прямое манипулирование, что в конечном итоге не приведет к желаемому результату.

Благополучный исход ситуации, равно, как и «правильное» решение конкретного вопроса, зависит от качества и стратегии взаимодействия.

[kswr_modernimage mdim_link=»url:http%3A%2F%2Fpsymanagement.ru%2Fnegotiations%2F|title:%D0%94%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D0%BC%20%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F||» mdim_titlecolor=»#ffffff» mdim_titlepadding=»6″ mdim_subtitlecolor=»#cccccc» mdim_image=»165362″ mdim_titlefont=»font-size:28px;» mdim_titlefontstyle=»font-family:inherit;font-weight:700;» mdim_subtitlefont=»font-size:18px;» mdim_subtitlefontstyle=»font-family:inherit;font-weight:400;» mdim_contentpadding=»padding-top:0px;padding-left:0px;padding-right:0px;padding-bottom:0px;» mdim_title=»УСПЕЙ КУПИТЬ СО СКИДКОЙ» mdim_subtitle=»Узнать подробнее »»]

Существует пять базовых стратегий ведения переговоров:

— деструктивная «проигрыш-проигрыш» с очевидным давлением на собеседника, бескомпромиссной позицией «Я так считаю — и точка!» и отстранением от соблюдения интересов дела.

— жесткая «выигрыш – проигрыш», когда одна из сторон стремится добиться лучших условий за счет интересов другой. К примеру, руководитель действует с позиции силы, делая ставку на свой авторитет, вынуждает подчиненного согласиться на невыгодные условия. Итог:  в таких обстоятельствах работник вряд ли станет доказывать свою эффективность и, вероятнее всего, станет менее лояльным и трудолюбивым.

— манипулятивная «проигрыш – выигрыш» предполагает уступки, «поддавки» давлению собеседника и отказ от собственных интересов при четкой нацеленности на достижение соглашения, а не сиюминутной выгоды. Такая стратегия часто используется при общении с представителями вышестоящих инстанций.

— гарвардская «выигрыш-выигрыш», цели которой – получить одинаково выгодный всем участникам результат и соблюсти оптимальный баланс интересов. Выигрыш одного партнера в данном случае создает условия для успешности другого.  И наоборот. Здесь нет места эмоциям и давлению. Это наиболее конструктивная, хотя и самая ресурсно затратная стратегия, требующая тщательной подготовки, творческого подхода и гибкости мышления.

— компромиссная стратегия сохранения, оcобенно актуальная при сегодняшнем рыночном коллапсе в России. Стороны, чаще всего равные по положению и одинаково заинтересованные, одновременно и получают некоторые преимущества, и уступают друг другу, отказываясь от части желаемых выгод с целью удержания позиции.

Это важно: «единственно правильной», выбранной раз и навсегда переговорной стратегии нет.  В каждый конкретный момент на каждом конкретном «отрезке» переговоров требуется своя линия поведения. В одном случае стратегия может быть направлена на достижение наилучшего результата любой ценой, в другом – главной целью может быть сохранение отношений, независимо от размера выгоды или вовсе ее отсутствия.

Опытный «переговорщик» чувствует ситуацию и может импровизировать с разными стратегиями в ходе переговоров.

Аватар

Добавить комментарий