Оперативная психодиагностика или искусство разбираться в людях

Оперативная психодиагностика или искусство разбираться в людях

«Кто владеет информацией, тот владеет миром» —

крылатая фраза Натана Ротшильда идеально встраивается в описание сути оперативной диагностики, как инструмента распознавания человека – партнера, коллеги, близкого и чужака. По сути, это навык сбора информации (визуальной, речевой, поведенческой и т.д.) с последующей интерпретацией результатов наблюдения и использования для эффективной коммуникации. «Оперативная» в данном случае значит не привязку к силовым структурам, хотя оперативные сотрудник действительно владеют этой техникой, а быстрая. Проще говоря, диагностика с одного взгляда.

Часто возникает вопрос, насколько точен этот способ «чтения» человека.

При отработанном навыке – достаточно точен, поскольку наша суть исходит в том числе из свойств нервной системы, заложенных генетически и воспитанных социумом. Безусловно, часовое тестирование с вопросами и заданиями «по теме» позволяют определить свойства психики конкретного человека гораздо проще и точнее. Но, согласитесь, не всегда есть возможность применять подобное, затратное по времени тестирование. Кроме того, бывает и так, что собеседник не хочет «открываться», надевает маску и пытается изобразить то, что надо ему.

Человек – далеко не простая «структура». На практике нередки ситуации, когда на индивида вешают ярлык одного психотипа. Но столь однозначный подход некорректен. Человек может сочетать два-три психотипа, плюс надевать маску – это будет еще одно его проявление. Добавляем сюда разные стратегии поведения, иногда кардинально противоположные, и пожалуйста – мучает вопрос «кто же ты на самом деле».

Простой пример. При прохождении собеседования человек играет им же срежиссированную роль того, кто, по его мнению, идеально подходит под вакантную должность. Так вот, оперативная психодиагностика, не взирая на старания и актерское мастерство, позволяет «считать» психотип, соотнести с ситуацией и понять, насколько данные проявления ему свойственно в принципе. 

Скажем, если человек, которому соответственно свойствам его нервной системы присуща агрессия, вдруг становится добрым, пушистым, нарочито обходительным, возникает вопрос: почему он демонстрирует себя таким?

Если знать, на что обращать визуальное внимание,

уметь проанализировать, делать корректные выводы, абсолютно возможно научиться распознавать другого, что, в конечном итоге, позволяет спрогнозировать его поведение в совершенно разных ситуациях. Например, при принятии человека на работу, необходимо понимать подходят ли те свойства психики, которые в него заложены или воспитаны, под вакантную должность, под конкретный функционал с четко определенными характеристиками. То же самое в аспекте личных отношений — сопоставив свои характеристики и качества и партнера, зная нюансы психотипов, реально спрогнозировать жизнеспособность отношений. 

К примеру, довольно призрачна перспектива долгого и прочного союза у людей, живущих на разных скоростях, когда один все делает быстро (в том числе, думает и принимает решения), а другой — крайне медленно. Первый легко выдерживает большие нагрузки, второй – в разы меньшие. У таких «противоположностей» изначально разные физиологические и психоэмоциональные потребности. Вопрос – могут ли эти люди полюбить друг друга? Да, могут. Будет ли им комфортно жить вместе? 

Не исключено, но то, что будет много сложностей — это однозначно.

Отсюда, простая истина: искусство разбираться в людях – вовсе не «излишество», а базовый навык, который позволяет определять психотип другого человека, тем самым минимизировать риски разочарования на тему «я от тебя не ожидал такого».

Аватар

Добавить комментарий