О чём нам говорят сны

О чём нам говорят сны

Спящий мозг — лучший рассказчик. Что же рассказывает нам наш мозг во сне? Где он берёт эту информацию?

Ещё Декарт изучал механизмы работы памяти. Герман Эббингауз изучал память при помощью точных количественных методов. Аккадемик И.П.Павлов, Александр Лурия и множество современных учёных выявили центры страха и агрессии, оптимизма и чувства юмора, центры аппетита и сексуальности. Исследованы зоны мозга, которые отвечают за восприятие собственной личности, Наталья Бехтерева выявила центр «правды», открыты области отвечающие за распознавание лжи, зоны приключений и любопытства.

Но область мозга отвечающая за память так и не была обнаружена. Почему? Потому что её нет. Нет такой области мозга в которой храниться информация. Где же она храниться?

Надо начать с того, что информация в нашем мозге храниться разрозненно, то есть, в мозге нет места, где бы находилась информация сегодняшней чашечке утреннего кофе. Даже сама чашка храниться в мозге «по частям»: цвет в одном месте, форма в другом, вес в третьем, температура в четвёртом, смысл в пятом. И так же сам кофе разделён на цвет, запах, жидкость, вкус, ощущения, смысл и ваше отношение именно к этой чашке кофе.

И только когда вся эта информация собираются воедино, в островковой зоне мозга, мы получаем осмысление или как это называют осознанностью. А если мы вспоминаем, как мы пили кофе утром, так, как будь-то это происходит прямо сейчас, то есть возвращаемся в это событие, то получаем осмысленное воспоминание.

Ведь прежде чем мы что-то сможем осознать, наш мозг должен нам собрать всю информацию об объекте и событии воедино, сопоставить с нашим отношением к происходящему и, затем получить отзыв от тела. Так как у нас одновременно существует 3 памяти: память когнитивная, память эмоциональная и память тела. Самые сильные сигналы имеет память когнитивная — те события, которые мы помним, самая «слабая» телесная память. Когда мы засыпаем, происходит торможение коры головного мозга и когнитивная память засыпает, затем засыпает память эмоциональная и в стволе головного мозга «включается сонный путь» телесной памяти.

Во сне мозг работает, иногда даже энергичней, чем в бодрствующем состоянии.

Сны представляют собой сплетение мыслей, воспоминаний и эмоции. То есть сны — это то что мы переживали: видели, слышели, чувствовали, представляли, желали, боялись или не допускали в собственное сознвние, усердно убегая от себя. Всё это особым образом соединяется в единую синестезию — одновременное, ментальное (мыслительное) репрезентативнеое воспроизведение переживания, сразу в нескольких модальностях: зрительной, слуховой и чувствительной.

Когда человек, в своём внутреннем пространстве видит образы, слышит звуки, чувствует ощущения (могут ещё присутствовать запахи и вкусы) — это создаёт сон. И чем ближе к реальности будут эти репрезентации, тем более реалистичным будет сон.

Я разделяю мнение профессора психиатрии Гарвардской медицинской школы Джона Аллана Хобсона, который считает, что образование снов происходит из-за бессистемных вспышек в нейронных сетях ствола головного мозга. Эти сигналы поступают в таламус, и он их обрабатывает, как любые другие сигналы полученные от других стимулов (внешних: свет, цвет и образы или внутренних: воспоминания и представления).

Таламус работает как распределитель и не знает откуда приходят полученные сигналы, а отправляет их по назначению — в зрительную кору.

Что, же происходит в зрительной коре? Примерно через час и двадцать минут сна начинается быстрая фаза и из таламуса только что прибыл целый поток сигналов и он полностью беспорядочен!

И зрительная кора воспринимает любую информацию от таламуса, как полученой от глаз и пытается осмыслить поступившее сведения. Она выстраивает эти сигналы в соответствии с опытом, памятью и эмоциональной составляющей.

Соединяет разнородные и фрагментарные обрывки в целостную картину, естественно, заполняя пробелы.

В результате мы получаем вполне приемлимое для осознания представление, часто с нашим участием в главной роли. Подобные процессы происходят тогда, когда мы выполняем упражнение со свечой, которое я часто рекомендую на тренингах и консультациях. Это упражнение, подобно сну, разряжает мозг.

А если мы крепко спим и наша префронтальная кора, ответственная за принятие высокоуровневых решений, отдыхает (деактивируется), мы не можем распознать, что мы восне, поэтому «зона правды» пропускает эту информацию. Затем, проснувшись, мы очень хотим в это поверить и поэтому пытаемся придать значение снам, а кто-то даже пишет сонники. Конечно же они ни имеют в своей основе ни чего реального, а представляют собой лишь иллюзию автора и желание заработать на доверчивости людей, жажущих получения окультных знаний.

Итогом можно отметить, что наши сны — это поток информации от ствола головного мозга, проще сказать от тех состояний, в которых мы прибываем, иногда, даже не осознавая этого. Мозг занимается достройкой и подгонкой этой информации к нашей внутренней картине мира.

Поэтому можно ли трактовать сны? Конечно же ДА! Сны — это дорога в подсознание и у каждого она своя, свои состояния и свои значения, поэтому Ваш сон ни кто лучше Вас не сможет трактовать. И всё выше сказанное поможет Вам более обоснованно прояснить истинную картину ваших снов.

Чтение снов и осознанные сновидения

Другое любопытное исследование, наводящее мосты между мирами сна и бодрствования, провели с коллегами германские исследователи Михаэль Чиш и Мартин Дреслер из Института психиатрии имени Макса Планка в Мюнхене (Martin Dresler, Michael Czisch et al. «Dreamed Movement Elicits Activation in the Sensorimotor Cortex». Current Biology, Oct. 2011).

Сканеры мозга на основе компьютерной томографии уже достаточно широко используются для попыток «чтения мыслей» у людей в бодрствующем состоянии. Теперь же с помощью осознанных сновидений показано, что аналогичные методы могут помочь и в деле проникновения наблюдателей внутрь сновидения.

Редкая способность осознающих сновидцев «просыпаться», оставаясь при этом внутри сна, и благодаря этому управлять не только своими действиями, но также и картинами сновидений, делает их весьма важным объектом для исследователей сознания в состоянии сна.

Фактически, такие люди оказываются единственными, кто способен надежно сообщать в реальном времени о том, чем они заняты во сне именно в данный момент. Вследствие естественных физиологических особенностей сна, движения глаз сновидца – это и здесь основное средство для коммуникаций между мирами.

Набрав для экспериментов 6 человек, сообщивших о способности иметь осознанные сновидения почти каждую ночь, эта команда использовала попеременно два базовых метода – ЯМР-сканирование и инфракрасную спектроскопию – для наблюдений за мозговой активностью каждого из спящих в то время, когда они сжимали руку в кулак внутри сна.

Точнее говоря, для начала были сняты сканы мозга при тех же действиях в бодрствующем состоянии. Затем срезы активности мозга сняли в ситуации, когда люди сжимали кулак в своем воображении. Ну и уже после этого то же самое сканирование провели в состоянии осознанного сновидения.

Для надежности результатов применялась комбинация разных методов мониторинга сна. То есть не только отслеживание движения глаз, но также измерение сигналов мозговой активности и отслеживание мускулов подбородка, парализованных во время сна в фазе REM.

Как обычно в таких экспериментах, чтобы связываться с исследователями, каждый из добровольцев был проинструктирован двигать своими глазами слева направо определенное количество раз – чтобы дать сигнал о вхождении в осознанное сновидение. После чего сновидец внутри своего сна преднамеренно по десять раз сжимал кулаки – сначала правой рукой, затем левой (в реальности наблюдателей, естественно, никаких движений пальцев и рук не происходило).

Применявшиеся в данном случае технологии для измерения мозговой активности сновидцев опирались на fMRI-сканирование и около-инфракрасную спектроскопию. Отличаясь технически, оба метода показывают, какие из областей мозга активны, регистрируя различные степени насыщения крови кислородом.

Из-за понятного множества сложностей, сопряженным со столь технически-замысловатым изучением состояния сна, исследователи смогли полноценно проштудировать только два сновидения. Но в обоих этих случаях результаты оказались идентичными. Мозговая активность, записанная сразу после того, как сновидцы просигналили, что видят сон о сжимании руки в кулак, продемонстрировала картину, похожую на активность мозга при воображаемом сжимании руки в бодрствующем состоянии.

По сути дела, получен первый научный результат, свидетельствующий, что для чтения содержимого снов человека в принципе оказывается возможным использовать сканирование мозга.

Практические приложения

Вплоть до совсем недавнего времени большинство специалистов относилось к осознанным сновидениям просто как к любопытной, но в сущности бесполезной штуке. Типа забавного способа для воплощения человеческих фантазий о полетах или о близких контактах со знаменитостями.

Однако исследования последних лет обнаружили и продемонстрировали вполне практичные применения для осознанных сновидений.

Например, уже показано, что люди, практикующие в своих осознанных сновидениях выполнение определенных заданий, демонстрируют заметный прогресс в их выполнении на следующий день.

В одном из таких исследований специалист по спортивной психологии Даниель Эрлахер, ныне работающий в Университете Берна, Швейцария, попросил 20 человек, способных к осознанным сновидениям, подбрасывать во сне монетку таким образом, чтобы она падала в чашку (Daniel Erlacher, Michael Schredl. «Practicing a motor task in a lucid dream enhances subsequent performance: A pilot study». The Sport Psychologist (2010) Volume: 24, Issue: 2, pp 157-167)

Команда Эрлахера оценивала точность бросков испытуемых до и после периода сна. Те семь человек, которым удалось вызвать осознанное сновидение на данный счет, продемонстрировали существенное улучшение в своих возможностях попадать монеткой в чашку. В то же время все остальные после сна не показали никаких перемен в своих способностях на данный счет.

Эти результаты, подчеркивает Эрлахер, оказываются в полном согласии с заявлениями многих атлетов о том, что они способны оттачивать свое мастерство – вроде освоения сложных моторных последовательностей при прыжках в высоту – через тренировки во сне.

Подобного рода практика освоения движений во сне может также иметь и весьма серьезный лечебно-терапевтический потенциал. Как известно, некоторые люди, пережившие инсульт, теряют часть или даже все способности к подвижности тела. Продолжительная реабилитационная терапия в данных случаях иногда включает в себя так называемую ментальную практику – когда людей просят в своем воображении выполнять те движения, которые они физически в данный момент совершать не могут.

Предшествовавшие исследования позволяют надежно предполагать, что сети нейронов, участвующие в воображаемом и реальном движении, имеют между собой очень много общего, так что тренировка данных областей мозга через ментальную практику способна облегчать возвращение к настоящим движениям тела. В куда более реалистичной обстановке осознанных сновидений такого рода терапия могла бы проходить значительно эффективнее.

Имеются также свидетельства, что развитие способностей к осознанным сновидениям способствует укреплению психического здоровья в целом. Например, люди страдающие от хронических кошмаров, нередко находят единственный источник облегчения в том, чтобы поставить наконец собственные сны под сознательный контроль.

В частности, исследование, опубликованное журналом «Психотерапия и психосоматика», показало, что те люди, которые обучаются методам освоения осознанных сновидений, затем сообщают о меньшем количестве кошмарных снов впоследствии. Точный механизм в основе этого улучшения, впрочем, пока остается неясным.

Возможно, обретение самоосознания во время плохих снов позволяет сновидцам эмоционально дистанцировать себя от содержимого сновидения или даже изменять его события. (Spoormaker, V. I. and Jan van der Bout. «Lucid Dreaming Treatment for Nightmares: A Pilot Study.» Psychotherapy & Psychosomatics. Oct2006, Vol. 75 Issue 6, p 389-394)

Хотя статистически достоверных данных на этот счет пока не накоплено, в теории осознанные сновидения вполне могли бы помогать снимать общее беспокойство психики или реакции на специфические стимулы страхов в повседневной жизни (например, боязнь пауков, змей и прочие распространенный фобии).

По свидетельствам практикующих, осознанные сновидения позволяют людям непосредственно сойтись с беспокойством и страхом в безопасной обстановке, обеспечиваемой осознанием того факта, что «это всего лишь сон».

Вообще говоря, практически все исследователи осознанных сновидений с готовностью признают, что пока стоят лишь в самом начале большого и очень интересного пути, сулящего массу новых неожиданных открытий.

Например, даже обычные сновидения, как было не раз показано ранее, можно весьма эффективно вовлекать в процессы творчества и отыскания решений. Поэтому вполне естественно задаться и вопросами такого рода: а не могут ли и осознанные сновидения оказаться полезными в фокусировке сознания сновидца?

Пока что в данной области проведено совсем немного экспериментов. Например, небольшое изучение проблемы, проведенное в 2010 году в Ливерпульском университете Джона Мура, в Англии, показало, что осознанные сновидения весьма хороши для креативных изысканий, вроде изобретения новых метафор. Однако попутно сновидцы показали неважные результаты в более рациональных упражнениях типа решения головоломок.

Тем не менее, и здесь был достигнут примечательный результат. Осознающим себя сновидцам исследователи-ученые заранее давали задание повстречаться во сне с «учителем», т.е. персонажем-мудрецом, выступающим в качестве своего рода проводника. Как показали эксперименты, некоторые из испытуемых действительно обнаружили в своих снах персонажа, который оказывался на удивление полезным в советах и руководствах.

Но не смотря на все выше перечисленные положительные моменты, есть и один существенно отрицательный. Сон — это деятельность бессознательного, ставя для мозга сознательную задачу для сна, эта деятельность полностью или частично нарушается.

ЭЭГ «гамма полоса» 40Гц:

  1. Вверху: в бодрствующем состоянии
  2. В центре: в осознанном сновидении
  3. В низу: в REM-сне (быстрая фаза)

На фото мы видим, что префронтальная кора, ведёт себя похожим образом, когда человек концентрирует своё внимание на каком-либо конкретном объекте.

А другие области мозга ведут себя близко к быстрой фазе сна.

Ещё, результаты исследования показали, что во время осознанных сновидений повышенна согласованность работы разных областей мозга, которая типична для бодрствующего состояния, поэтому такой сон нельзя отнести к полноценному, в котором проходят очень важные и естественные процессы восстановления нервной деятельности.

В связи с этим, я считаю более экологично для собственной психики практиковать гипноз или самогипноз для получения таких же, как в осознанных сноведениях или даже более значительных результатов, ведь гипноз — это научно изученный и клинически обоснованный метод!

Аватар

Добавить комментарий