Состояния можно научиться создавать самостоятельно
Нил Миллер поставил серию экспериментов на животных:
«Опыты ставились следующим образом. Для крысы или собаки искусственно создаётся безвыходная ситуация, в которой получить удовольствие они могут единственным способом, скажем, замедляя ритм сердца. (Точнее: учёный работал с обездвиженными (парализованными) животными, у которых он замыкал показатели работы сердца, желудка, почек на подсоединенные к «центру удовольствия» электроды – Прим. И.Л. Викентьева).
Что и говорить, задача трудная, поскольку в естественных условиях мы ничего подобного не встречаем. Но крысы с ней справляются блестяще. Экспериментальная установка собирается таким образом, что сначала крыса получает удовольствие, например, за случайное замедление ритма сердца. За этим следует награда. Крыса волнуется; ритм сердца то ускоряется, то замедляется, сердце как бы рыскает вместе с животным, которое решает задачу: как вновь получить удовольствие. Новое вознаграждение, потом ещё и ещё. Сначала награды случайны, затем крыса твёрдо зазубривает: замедление сердца ведёт к удовольствию (приблизительно логика такова) и в дальнейшем замедляет ритм произвольно, стоит ей лишь захотеть испытать очередное удовольствие.
Американский ученый Н. Миллер обучил крысу добывать себе такого рода удовольствие, используя в качестве рабочих органов кишечник, почки, слюнные железы — словом, практически все основные внутренние органы.
Ну, чем не йоги? Однако, мне думается, крысы превосходят йогов достигнутыми результатами: животные получают за свой странный труд колоссальное удовольствие, йоги же — лишь призрачную надежду на общение с Богом. Отсюда и огромная разница в успехах — йоги тренируются всю жизнь, по не всякому удается стать знаменитостью, крыса же обучается всем премудростям за 2-3 сеанса.
Итак, при достаточно сильном вознаграждении, животное практически может научиться чему угодно и каким угодно способом.
Эти опыты интересны во многих отношениях. Поскольку животные обучаются сравнительно легко управлять деятельностью сердца, следовательно, они среди множества других чувств умеют отыскивать нужное им, связанное с работой сердца и определенным его состоянием (частота, ритм, сила сокращения). Далее они не просто выделяют «сердечные» чувства из всех других, но ещё умеют и управлять ими, заставляя сердце работать в режиме, обеспечивающем получение удовольствия. Значит, желание удовольствия может быть использовано для починки разбалансированного внутреннего механизма.
С точки зрения практической медицины обучение управлять деятельностью внутренних органов почти не требует комментариев. Вегето-сосудистая дистония, невроз сердца, невроз желудка — частые диагнозы у амбулаторных больных. Желая избавиться от этих болезней, мы нередко и без особой нужды прибегаем к лекарствам, забывая о больших возможностях других способа лечения. Конечно, вживление электродов в мозг человека и причиняемый этим ущерб вряд ли может окупиться избавлением от основного страдания. Люди, по-видимому, должны идти другим путем. Этот путь состоит в умении ставить перед собой выполнимые цели, чтобы получать за свои труды вознаграждение в виде положительного эмоционального состояния. «Поощрение так же необходимо человеку, как канифоль смычку», — шутливо заметил Козьма Прутков. Не наказание, а именно поощрение рождает ту атмосферу, которая обеспечивает нас положительным эмоциональным зарядом и создает благоприятный фон для работы внутренних механизмов.
Не всегда, разумеется, эти рекомендации выполнимы. И если поломка все-таки случилась, мы можем воспользоваться почти такими же приемами, к которым прибегают и йоги. Речь идет о системе самотренировки,
разработанной немецким психиатром О. Шульцем. Благодаря системе Шульца, люди обучаются управлять процессами, которые обычно выпадают из-под психического контроля».
(Макаренко Ю.А., Мудрость чувства, М., «Советская Россия», 1970 г., с. 93-95.)
Когда Нил Миллер внимательно рассматривал свое отражение в зеркале ванной комнаты своего загородного дома в Гилдфорде, штат Коннектикут, он видел коренастого, энергичного мужчину, лысого, не считая белой бахромы волос за ушами, с твердым подбородком, широким носом и глубоко посаженными зелеными глазами. Однако его взгляд был сосредоточен на ушах, поскольку он пытался научиться шевелить своим правым ухом, не двигая при этом левым ухом.
Он считал, что всякое обучение требует соответствующего использования вознаграждения или подкрепления. Поэтому он внимательно следил за малейшим признаком, который бы говорил о том, что он начал делать успехи в освоении искусства шевеления ухом, с тем, чтобы он мог вознаградить самый незначительный успех одобрительной тирадой.
Он испробовал разные методики, он также пытался воображать, что левая сторона его лица замерзла или онемела, чтобы левое ухо не могло пошевелиться; все эти попытки не имели успеха. Наконец он обнаружил, что наилучшая стратегия — это стоять перед зеркалом и пытаться шаг за шагом освоить этот трюк. Вот как он объяснял свой метод Джеральду Джонасу из «Нью-Иоркер»: «Я начал с того, что попытался добиться микроскопических движений правым ухом.
Затем я попытался усиливать эти движения постепенно каждый день. Если мое левое ухо начинало тоже шевелиться, я снова возвращался к началу, пока не убеждался, что шевелится только мое правое ухо. Затем я снова начинал усиливать движения, шаг за шагом. Наконец…» В этот момент Миллер сделал паузу и, похоже, попытался глубоко сосредоточиться. Его правое ухо начало подрагивать, в то время как левое ухо оставалось неподвижным. Через мгновение он расслабился и широко улыбнулся, показывая этим, что успех и есть награда.
Эта история иллюстрирует то, как люди могут научиться делать странные и необычные вещи, если получают соответствующее вознаграждение и если получают непосредственную информацию (или обратную связь) об успехе или неуспехе своих усилий. А нельзя ли произвольно понижать или увеличивать частоту сердцебиений, если устроить так, что будет постоянная информация о частоте сердечных сокращений?
Миллер считал, что это должно быть возможным, и полагал, что этого можно добиться двумя разными способами — непосредственно с помощью висцерального обучения и косвенным образом с помощью волевого контроля над произвольными действиями, такими, как выполнение физического упражнения или дыхание (например, если вы будете в течение продолжительного времени глубоко и медленно дышать, ваши сердцебиения будут замедляться).